История храма

 Увеличить изображение   Часовня храма Вознесения (храм во имя Святителя Николая Чудотворца) расположена на территории древнего посада на высокой точке берегового склона реки Московка, на месте, где нынче находится здание городской типографии. Первоначально здесь стояла деревянная большая Вознесенская часовня, сооруженная старообрядцами. 1760 году она была переименована в храм во имя Преподобного Сергия Радонежского, который сгорел в 1776 году. В 1778-80 годы на его месте клинчанами был построен новый деревянный храм в честь Вознесения Господня, отличавшийся оригинальной архитектурой. Крупными вкладчиками средств на строительство храма были купцы Лихоманов, Кубаревы, Барышниковы, Зубов, Степунин, Долгов, мещане посада Тепляков, Клапцов, Махоткины и другие. Вознесенская церковь была главным приходским храмом, где в трапезной части здания проводились собрания прихожан, обсуждались важнейшие вопросы церковной жизни.
1801-1804 годы вблизи него церковным старостой Иваном Кузьмичем Карташевым возведена деревянная многоярусная колокольня высотой 45 метров. В 1813 году на колокольне поместили общественные часы, которые отбивали время каждые 15 минут, и ежечасно звучал церковный колокол. В 1812 году в храме устроен придел в честь Воскресения Христова. Несколько ранее рядом был поставлен теплый деревянный храм в честь Чуда Архистратига Михаила, сооруженный заново 1819-1821 годы с приделами во имя Преподобного Сергия Радонежского и Великомученика Георгия Победоносца.
Несколько слов о Карташове. Он был разносторонним и одаренным человеком. С молодых лет увлекался иконописью. Им написано несколько икон для Вознесенского и Архангело-Михайловского храмов. Одна из икон размером в два аршина «Образ святого Николы» Карташовым написана для святых ворот храма Вознесения Господня и поставлена над ними лицом на церковную ограду. Вскоре заметили, что икона приносит людям исцеление. В 1850-х годах на месте чудотворного образа Николы была поставлена деревянная часовня. Икона святого Николы Чудотворца перенесена в часовню и украшена была высеребренной ризой и золоченым венцом. В 1912 году вместо деревянной часовни возведена каменная, которая в настоящее время является единственным сохранившимся храмом из упомянутых. Остальные сгорели в разное время.
В 1895 году при Вознесенском храме стараниями купцов Барышниковых открывается церковно-приходская школа для мальчиков. Здание школы располагалось по Вознесенской улице недалеко от Святых Ворот, а 1904 году церковный староста Д.В. Барышников построил на свои средства в северо-западном углу Церковного двора одноэтажное здание двухклассной церковно-приходской школы для девочек. Присутствие детей не нарушило внутри церковной ограды покой и благолепие. Все утопало в зелени и цветах. Под кронами старых кленов располагалась древнее Клинцовское кладбище. Клинчане ухаживали за могилами монахов, священников, первопоселенцев. При входе в церковный двор справа от Никольской надвратной часовни перед Алтарными абсидами летнего и зимнего храмов, находился небольшой некрополь, где погребали только с разрешения губернатора. Здесь покоились священнослужители и почетные граждане города Клинцы: Д.О. Зубов, П.М. Поляков, Ф.М. Синельников, Г.В. Крашенинников, Д.Е. Гатилин, Барышниковы, Карташовы, Филатовы и другие.
В 1930 году Вознесенский и Михаило-Архангельский храмы были закрыты. Последним покинул закрытый храм Церковный староста Г.И. Долгов, вынужденный присутствовать при официальной передаче здания от общины окружному административному отделу. Не скрывая слез, он поцеловал распятие в Алтаре и просил прощения у Господа. А у выхода из храма встал на колени и в земном поклоне поцеловал святые доски храма. В тот же день были остановлены часы на колокольне Вознесенского храма, более ста лет отмерявшие клинчанам время.

   В архиве храма имеется копия решения Исполкома Клинцовского горсовета от 29 сентября 1972 года № 873 «О передаче в аренду здания бывшей часовни, расположенной на земельном участке по переулку Богунского полка, № 4 церковному совету и общине верующих Троицкой церкви». В решении пишется: «Рассмотрев просьбу церковного совета и общины верующих Троицкой церкви…, учитывая, что здание Троицкой церкви уничтожено пожаром… Исполком решает: 1) Передать в аренду здание бывшей часовни, 2) Просить руководство УПП ВОС передать свободное помещение».

   Когда предприятие ВОС из помещения храма съезжало, вся территория кладбища была завалена хламом отходов производства. К этому времени деревья-великаны, росшие на Вознесенском погосте, были вырублены. Пустая коробка стен церковного училища была снесена. Позже начата стройка многоэтажного дома (при этом надгробия кладбища были вывезены) На месте колокольни уже стояла городская типография.

   Местные жители поколения 70-ых годов вспоминают множество почти вандалистских деталей, под ногами находились черепа из могил. Возможно, это были останки почетного гражданина посада Клинцы Ивана Ефимовича Токарева или Софьи Васильевной Смирновой (в девичестве Барышниковой) умершей в Нижнем Новгороде, но завещавшей похоронить себя близ Храма Вознесения.

   Спустя почти 30 лет только два надгробия: фабриканта Д.О. Зубова и А.Н. Барышниковой. были обнаружены Р.И. Перекрестовым на бывшей территории склада Быткомбината. 20 апреля 2001 года надгробные камни и перенесены с материальной помощью предпринимателя А. И. Василенко и хлопотами клинчанина С.Г. Кудрявцева.

   А тогда, в 1972 году оборудовать храм пришлось из любого подручного материала. Очень скоро в храме был установлен новый иконостас и были расписаны стены художником В. Фещенко. В храм второго этажа, освященный во имя Пресвятой Троицы, был привезен из Новозыбковского района пышный в стиле барокко (сейчас он разобран) иконостас.

   Родился будущий священник 30 июня 1929 года. Родители о. Андрея, Иван Андреевич (родился в 1883 г. И прожил 96 лет) и Феофила Федоровна,  имели 6 детей, он был предпоследним.  Село Климовичи Горцовского района Гродненской области на Западной Беларуси располагалось почти на границе с Польшей. Советские безбожные порядки семью до военных лет не затронули и Жамойтины жили, кормясь делами рук своих. Семья была верующей и культурной. Старшая дочь Людмила еще до войны закончила Варшавский университет.

   В 1936 году отрок Андрей поступает в начальную школу в своем селе, а в 1943 году заканчивает 7 классов. В 8 класс он едет в поселок Новогрудок, чтобы закончить школу, а затем поступать в строительный техникум. Видя, как отец Иван Андреевич все мастерит своими руками, Андрей давно уже мечтал о профессии строителя. Но мечтам о стройке рукотворенных храмин сбыться было не дано ко благу Церкви Христовой.

   Веру свою юноша не скрывал, комсомольцем не был. Вполне в духе времени было то, что на родине, оказавшейся в составе СССР, у Андрея попросту  не приняли документов. В 1945 году, уже после Победы, 16-летний молодой человек поступает в Православную семинарию г. Вильнус.

   В 1948 году Андрей знакомится со своей будущей супругой Ниной Станиславовной. В 1949 году они женятся, в этом же году 20-летний Андрей Жамойтин принимает иерейское рукоположение и становится отцом Андреем.  Первое место священнического служения после окончания семинария – белорусское местечко Жижма. Затем – служение в г. Лида Гомельской области.

   В 1955 году о. Андрей становится священником Орловской и Брянской епархии. Сначала он служит в одном из храмов самого Орла, а затем переводится в п. Клетня (служит здесь 3 года). Именно там родилась  дочь Елена, которую в недельном возрасте перевозят к нам в Клинцы. Всего в семье Жамойтиных к переезду в наш город уже трое детей (старший – Юрий, затем – Николай и самая младшая – Елена). Семья обосновывается в небольшом домике близ Петро-Павловского храма (сейчас здесь проходят крещения). Бремя существования словно в осажденном замке принял 30-летний священник.

   Прослужить пришлось здесь не долго. Осенью 1962 года храм как один из многих сотен по России был закрыт. Никак воспрепятствовать общей политике о. Андрей не мог. Оставалось только смиряться.

   Служить стал о. Андрей в деревянной Троицкой церкви, стоявшей по ул. К. Маркса на месте нынешних девятиэтажек и здания СМУ. 8 февраля 1972 года храм уничтожил пожар.

   Куда было деваться со школьниками детьми и начавшей болеть супругой? Некоторое время о. Андрей ездит служить в Карачев. Семья уже было начала упаковывать вещи, чтоб отправиться в г. Богородицк Тульской области, где священнику обещали приход, но хлопотами ли отца Андрея, милостью ли Божией г. Клинцы не остался без православного храма. Бывшую часовню Вознесенской церкви власти разрешили открыть. Начинается новый этап, продлившийся до 1991 года, когда был открыт для служб Петро-Павловский храм. Все эти годы священник был «под колпаком» КГБ. Просматривались все счета церкви, все личные траты.

   Годы восстановления Петро-Павловского храма отец Андрей провел как прораб стройки. Непосильные заботы подорвали его здоровье. 11 мая 1995 года священника не стало. Сколько исповедей клинчан довелось выслушать о. Андрею за годы его службы? Сколькие приняли от него крещение? Он подлинно был строителем душ не одного поколения жителей нашего города.

   В 80-ые годы  вместе с о. Андреем недолго служили о. Владмир Никишин, приехавший из Подмосковья и о. Георгий (…?), позже переехавший в Брянск. Во время болезни о. Андрея Жамойтина в Никольском храме служили иереи: о. Василий Лукашов и о. Валентин Колчин. Недолгое время в храме прослужил о. Федор Стрела, нынешний настоятель Покровского храма в с. Коржовка. Затем решением архиепископа Мелхиседека Никольский храм стал подворьем Свято-Успенского Свенского монастыря. Подворье размещалось в храме с 1994 по 2005 год. Чреду богослужений совершали иеромонахи: о. Тихон (Царапнев), о. Алексий (Тюрин), о. Митрофан (Охалов).
По ходатайству Епископа Феофилакта, определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 года, Журнал № 117, был образован женский монастырь во имя Святителя Николая в городе Клинцы Брянской Епархии.  В  2016 году монастырь был преобразован в Архиерейское подворье.
Церковь Николая Чудотворца это небольшое двухэтажное здание с воротами внизу и одноглавым храмом вверху сооружено из кирпича и оштукатурено. В настоящее время ворота заложены, на месте проезда устроен Никольский храм с деревянным входным тамбуром. Оригинальная постройка неорусского стиля выдержана в формах новгородско-псковской архитектуры 14-15 веков. Стены центрального кубического объема с широкими лопатками на углах завершены трехлопастными арками, увенчанными щипцами; над восьмискатным покрытием возвышается цилиндрический световой барабан с луковичной главкой. С севера и юга к кубу примыкают низкие прямоугольные пристройки, напоминающие приделы. Асимметрию в композицию вносит крытая лестница с крыльцом, выступающая с западной стороны и размещенная в основном над южной пристройкой. В лаконичном убранстве фасадов использованы элементы декора, присущие зодчеству Новгорода и Пскова: киот с металлическим подковообразным козырьком над аркой проезда, «бровки» с зубчиками над узкими арочными окнами в верхней части стен куба, орнаментальные пояски из нишек и бегунца. Интересны низкий цилиндрический столб на углу крыльца, который явно напоминает детали псковских построек, и плоские арочные ниши с расположенными в них узкими, также арочными окнами. Интерьер Никольского храма разделен поперечной аркой на две части с пологими коробовыми сводами; такие же своды перекрывают и боковые пристройки. Квадратное бесстолпное помещение часовни имеет сомкнутый свод с распалубками над окнами и световым кольцом барабана в центре, а также узкую деревянную галерею хор у западной стены. Иконостас часовни собран из разновременных частей в середине 20 века, тогда же написаны иконы. Представляет собой небольшое трехъярусное сооружение с более высоким местным чином. Пышные резные царские врата и обрамления икон праздничного чина со сложным переплетающимся узором замысловатого рисунка выполнены в первой половины 18 века в стиле барокко. Интерьер церкви расписан масляными красками в середине 20 века. К этому же времени относится ее сборный трехъярусный иконостас, на плоской поверхности которого слабо выступают разделяющие иконы колонки.